Муниципальное образование город Алексин
Официальный сайт

Прокуратура разъясняет

2024 год

31.01.2024 г.

Упрощение порядка предоставления гражданам социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц по расходам, связанным с медицинскими и образовательными услугами, добровольным медицинским страхованием, негосударственным пенсионным обеспечением, добровольным пенсионным страхованием и добровольным страхованием жизни, а также с физкультурно-оздоровительными услугами.
с 1 января 2024 года вступают в силу положения, введенные Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), в части упрощения порядка предоставления гражданам социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц по расходам, связанным с медицинскими и образовательными услугами, добровольным медицинским страхованием, негосударственным пенсионным обеспечением, добровольным пенсионным страхованием и добровольным страхованием жизни, а также с физкультурно-оздоровительными услугами.

Данный Федеральный закон предполагает введение унифицированных документов, подтверждающих фактические расходы граждан на соответствующие медицинские, образовательные и другие оказанные им услуги (на уплату ими страховых (пенсионных) взносов), заменяющих все действующие в настоящее время подтверждающие право на социальные налоговые вычеты документы, и выдаваемых налогоплательщикам организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, а также физкультурно-спортивными организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

Также Федеральным законом предусматривается возможность представления соответствующих сведений, подтверждающих фактические расходы граждан на оплату услуг (уплату страховых (пенсионных) взносов), в налоговый орган непосредственно указанными организациями, индивидуальными предпринимателями, фондами (далее - поставщики первичных данных) в электронной форме, по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи - при наличии у них технической возможности на такое взаимодействие с налоговыми органами.

Соответствующие изменения внесены в статьи 219 и 221.1 Налогового кодекса Российской Федерации и применяются к расходам налогоплательщиков, понесенным с 1 января 2024 года.

Таким образом, данные сведения уже в 2024 году будут использоваться для подтверждения права налогоплательщиков на соответствующие социальные налоговые вычеты для получения их в течение налогового периода (2024 года) у работодателя, а с 1 января 2025 года по расходам граждан, произведенным в 2024 году, в рамках упрощенного порядка предоставления социальных налоговых вычетов и налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за истекший налоговый период (2024 год).

2023 год

03 августа 2023 вступил в силу Указ Президента Российской Федерации № 582 «О мерах по обеспечению обязательного государственного страхования жизни и здоровья граждан Российской Федерации, пребывающих в добровольческих формированиях».
Данным Указом закреплено, что гражданам Российской Федерации (далее - граждане), пребывающим (пребывавшим) в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - добровольческие формирования), предоставляются страховые гарантии в виде компенсации. 
Установлено, что страховыми случаями, при наступлении которых выплачивается компенсация, являются: 
а) гибель (смерть) гражданина в период пребывания в добровольческом формировании; 
б) смерть гражданина до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период пребывания в добровольческом формировании; 
в) установление гражданину в период пребывания в добровольческом формировании инвалидности; 
г) установление гражданину до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании инвалидности вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период пребывания в добровольческом формировании; 
д) получение гражданином в период пребывания в добровольческом формировании увечья (ранения, травмы, контузии). 
В случаях гибели (смерти) гражданина в период пребывания в добровольческом формировании, смерти гражданина до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период пребывания в добровольческом формировании, получателями компенсации являются: 
а) супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) гражданина в зарегистрированном браке с ним; 
б) родители (усыновители) гражданина; 
в) дедушка и (или) бабушка гражданина при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; 
г) отчим и (или) мачеха гражданина при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; 
д) несовершеннолетние дети гражданина, его дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 
е) подопечные гражданина; 
ж) лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим гражданина в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (данный порядок не распространяется на лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта). 
Компенсация выплачивается: 
а) в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 2 настоящего Указа, - в размере 3 131 729,56 рубля всем получателям в равных долях; 
б) в случаях, предусмотренных подпунктами "в" и "г" пункта 2 настоящего Указа: 
инвалиду I группы - в размере 2 348 797,18 рубля; 
инвалиду II группы - в размере 1 565 864,79 рубля; 
инвалиду III группы - в размере 782 932,4 рубля; 
в) в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 2 настоящего Указа: 
при получении тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - в размере 313 172,95 рубля; 
при получении легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - в размере 78 293,24 рубля. 
Компенсация выплачивается Министерством обороны Российской Федерации или страховщиком, осуществляющим выплаты по договору обязательного государственного страхования, заключенному с Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (при наличии согласия страховщика), в 30-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения о выплате компенсации. Денежные средства, затраченные на выплату компенсации, возмещаются страховщику Министерством обороны Российской Федерации. 
 

Размер пособия по безработице на 2023

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2046 утверждены минимальные и максимальные размеры пособия по безработице на 2023 год.

Максимальное пособие по безработице в 2023 году составит в первые три месяца шестимесячного периода выплаты 12 792 рубля, в следующие три месяца шестимесячного периода выплаты – 5000 рублей. Минимальная величина пособия по безработице составит 1500 рублей, назначается на три месяца. Эти размеры предусмотрены для всех граждан, признанных в установленном порядке безработными, в том числе для безработных граждан предпенсионного возраста. Для граждан предпенсионного возраста размер пособия по безработице рассчитывается на весь период выплаты в процентах от среднемесячного заработка за последние 3 месяца работы, но не более максимально установленной суммы 12 792 рубля: в первые три месяца 75% от заработка, в последующие 4 месяца – 60% от заработка, в остальные месяцы 45% до окончания срока.

Размер пособия для безработных граждан (кроме граждан предпенсионного возраста) рассчитывается, как и прежде, в первые три месяца 75% от средней заработной платы, но не более максимальной величины – 12 792 рубля, а в следующие три месяца 60% от заработка, но не более 5000 рублей.

Для жителей нашего региона утвержденные размеры пособия увеличиваются на размер районного коэффициента (1,15).
Размер пособия по безработице зависит в основном от количества недель трудовых отношений на момент обращения в службу занятости, размера заработной платы на последнем месте работы и от причины увольнения.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, официально зарегистрированным в центре занятости населения в качестве безработных.

Постановление вступило в законнуюсилу 01.01.2023.

 

Новый порядок ведения персонифицированного учета в системе обязательного медицинского страхования

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2022 № 1998 утверждены Правила ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования. Правилами установлен порядок и наполнение единого реестра застрахованных лиц, их личных данных и видах оказанной медицинской помощи.

Правилами закрепляются перечни сведений, которые собираются, обрабатываются, передаются и хранятся при ведении того или иного персонифицированного учета. Так, например, при учете сведений о застрахованных лицах в него входят, в частности, фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), полис обязательного медицинского страхования и другое.

При ведении персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, собираются следующие данные: номер полиса обязательного медицинского страхования, сведения о медицинской организации, оказавшей медпомощь, виды оказанной медпомощи, условия, сроки, формы и объем ее оказания, диагноз и другая информация.

Документы (сведения) в рамках ведения персонифицированного учета доступны в личных кабинетах граждан на портале госуслуг. Персонифицированный учет ведется в едином регистре застрахованных лиц на русском языке.

Сведения персонифицированного учета о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, формируются в форме электронного документа, подписанного руководителем медицинской организации или уполномоченным им лицом. Обмен данными в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования проводится в форме электронных документов с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей.

Медицинские организации могут через государственную информационную систему информировать территориальные органы ФОМС о принятии пациента на обслуживание.

Правила вступили в законную силу 01.01.2023.

 

Смягчение административной ответственности собственников крупногабаритных транспортных средств за движение с превышением допустимых габаритов

Федеральным законом от 28.02.2023 № 48-ФЗ внесены изменения в статью 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми исключается административная ответственность собственников транспортных средств за движение крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов:

- на величину не более 10 см без специального разрешения;

- с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 см в случае фиксации таких административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Изменения вступают в законную силу с 11.03.2023.

 

О формах поддержки волонтеров (прокуратура Мордовского района)

Федеральным законом от 07.10.2022 № 394-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 11.08.1995 № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», согласно которым в целях содействия медицинским организациям в оказании медицинской помощи и правоохранительным органам в охране общественного порядка может осуществляться благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность.

Волонтеры вправе рассчитывать на поддержку в форме возмещения вреда жизни или здоровью, а также в форме страхования жизни или здоровья (возмещение понесенных расходов на страхование).

В целях возмещения вреда жизни или здоровью волонтеру выплачивается компенсация за счет средств федерального бюджета.

Изменения вступили в законную силу 01.01.2023.

 

Определены особенности проведения проверок в 2023 году

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2516 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336», установлено, что в 2023 году внеплановые проверки по согласованию с прокуратурой возможны при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.

В планы проверок на 2023 год при осуществлении госконтроля за деятельностью региональных и местных властей и их должностных лиц включаются проверки только в отношении объектов контроля чрезвычайно высокого и высокого риска.

Если профилактический визит проведен за 3 месяца до плановой проверки, контрольный (надзорный) орган вправе исключить мероприятие из плана.

Изменения вступили в законную силу 30.12.2022.

 

Предоставление справки об отсутствии судимости при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (прокуратура Мордовского района)

С 1 марта 2023 года в силу вступило постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2023 № 69.

Указанным нормативным правовым актом определены виды перевозок, для совершения которых предприниматель должен предоставить в регистрирующий орган справку о наличии или отсутствии судимости и факта уголовного преследования либо о прекращении последнего по реабилитирующим основаниям.

Речь идет о перевозках пассажиров и багажа легковым такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта.

 

Собственник жилого помещения имеет право на получение информации о зарегистрированных в его помещении лицах

Федеральным законом от 14.07.2022 № 304-ФЗ внесены изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и статью 10 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Собственникам жилого помещения предоставлено право получить адресно-справочную информацию в отношении лиц, зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем собственнику, без их согласия.

По запросу собственника подлежат сообщению сведения о фамилии, имени, отчестве; дате и месте рождения; адресе и дате регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания).

Также возможно получить сведения в отношении иностранных граждан, зарегистрированных по месту жительства или поставленных на учет по месту пребывания в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, на получение сведений об иностранных гражданах, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, без согласия указанных иностранных граждан.

В соответствии с законом государственная услуга по предоставлению адресно-справочной информации будет предоставляться органами внутренних дел.

 

О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования

Новые положения об экологических преступлениях, внесенных постановлением Пленума Верховного суда от 15.12.2022 № 38 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации по уголовным делам», помогут бороться с незаконной вырубкой лесов на землях сельскохозяйственного назначения.

Так, в пункте 16 постановления Пленума Верховного суда от 18.10.2012 № 21 незаконной рубкой лесных насаждений также признана рубка, осуществляемая:

1) на основании представленных в органы, принимающие решение о возможности проведения рубки, заведомо для виновного подложных документов на использование лесов;

2) при отсутствии утвержденного в установленном порядке проекта культуртехнической мелиорации, а также с нарушением запретов и ограничений на рубку, установленных законодательством.

Кроме того, новая редакция постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 освобождает от уголовной ответственности лиц, которые совершили рубку лесных насаждений в целях устранения опасности, угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами. При этом, такое деяние не признается преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Часть положений определяет судьбу орудий и иных средств совершения преступления.

Так, орудия, оборудование или иные средства совершения экологического преступления, приобщенные к делу в качестве вещественных доказательств, подлежат конфискации. Если в судебном заседании собственник орудия, оборудования или иного средства совершения преступления не установлен, то такие орудия, оборудование и средства подлежат передаче в собственность государства.

Об особенностях порядка исчисления пособий

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2022 № 2310 внесены изменения в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временно нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно принятым поправкам с 1 января 2023 года физические лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, имеют право на получение страхового обеспечения при условии, что сумма страховых взносов, начисленная с выплат в их пользу страхователями за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай, составляет в совокупном размере не менее стоимости страхового года, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 4.5. Федерального закона № 255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», то есть как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного налоговым законодательством.

В случае если застрахованное лицо, работающее по договору гражданско-правового характера, на момент наступления страхового случая занято по указанным договорам у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страховщиком по одному из страхователей, у которого застрахованное лицо занято по указанным договорам на момент наступления страхового случая, по выбору застрахованного лица исходя из среднего заработка застрахованного лица за расчетный период.

Изменения вступили в законную силу 01.01.2023.

 

Антикоррупционные обязанности и запреты в связи с оборотом цифровых финансовых активов и цифровой валюты

Цифровая валюта — это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в системе, которые могут быть приняты как инвестиции или средство платежа, не являющегося денежной единицей. Понятие цифровой валюты позволяет применять его не только к криптоактивам, выпущенным в российских информационных системах под надзором Центрального банка Российской Федерации, но и, например, к биткоину.

Отличие цифровых финансовых активов от цифровых валют заключается в том, что в отношении первого всегда существует обязанное лицо, в отношении цифровой валюты обязанного лица нет. Цифровые финансовые активы, как разновидность цифрового права, является объектом гражданских прав и в этой связи выступает законным объектом гражданско-правовых сделок.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ) определены правила выпуска цифровых финансовых активов, оборота цифровой валюты.

Кроме того, Федеральным законом № 259-ФЗ внесены дополнения в часть 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», согласно которым к сделкам с имуществом, по которым следует подтверждать законность расходов, отнесена сделка по приобретению цифровых финансовых активов, цифровой валюты, если сумма по такой сделке превышает общий доход отчитывающегося лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Дополнения, внесенные в часть 2 статьи 1 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», возлагают обязанность на отдельных лиц в течение трех месяцев с 01.01.2021 прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в цифровую валюту и цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом.

 

Законодательство о противодействии коррупции.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции; по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений; по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Коррупционные правонарушения — это как уголовно наказуемые деяния (преступления), так и нарушения иной категории, за совершение которых предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ (ст. 290 УК РФ).

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Максимальное наказание по данной статье — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до 70-кратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет или без такового.

ДАЧА ВЗЯТКИ (ст. 291 УК РФ)

Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу).

Максимальное наказание по данной статье — 15 лет лишения свободы со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ (ст. 291.1 УК РФ), то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

 

Нужно ли уведомлять бывшего работодателя муниципального служащего о его переводах на другие должности в организации?

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» не является нарушением требований части 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» несообщение работодателем представителю нанимателя (работодателя) бывшего государственного (муниципального) служащего в случае перевода последнего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также при заключении с ним трудового договора о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство).

При этом заключение с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового договора о выполнении им в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя (внешнее совместительство) влечет обязанность последнего сообщить о заключении трудового договора по совместительству представителю нанимателя (работодателю) бывшего государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы.

 

Конфликт интересов

Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее – служащие), влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью следует понимать возможность получения служащими доходов в виде: денег; имущества, в том числе имущественных прав; услуг имущественного характера; результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).

При этом получателями таких благ могут быть не только сами служащие, но и иные лица, а именно:

1) Лица, состоящие со служащим в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей);

2) Граждане или организации, с которыми служащий или лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве (указанные в п. 1), связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в связи с чем, как только ему станет известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, обязан уведомить работодателя.

Работодатель в свою очередь обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно изменить должность или служебное положение служащего, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей.

Важно знать, что непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению или урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение служащего.

 

Что такое «подарок»?

Из определения договора дарения следует, что подарок – это прежде всего вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается (ст.572 Гражданского кодекса РФ).

Работникам образовательных организаций, в том числе учителям, запрещается получать подарки от обучающихся, а также их родственников, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб. (пп. 2 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ).

Получение учителем подарка стоимостью свыше 3 000 руб. от ученика или его родственника является нарушением запрета и ставит под сомнение объективность принимаемых им решений. В этой связи для обоснования законности получения подарка рекомендуется сохранить документ, подтверждающий его стоимость.

Под обычными подарками, как правило, понимаются те виды подарков, которые обычно дарят учителям. Таким подарками могут быть цветы, конфеты, чай, кофе, канцелярские принадлежности, книги, вазы.

Локальными актами образовательной организации могут быть предусмотрены дополнительные ограничения, связанные с получением подарков, а также регламентирован порядок их получения (ст. 13.3 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Учитель вправе в любое время до передачи ему подарка отказаться от него, в том числе в случае, если возникают сомнения по поводу его стоимости или вида (ст.573 Гражданского кодекса РФ ).

За нарушение ограничений, связанных с получением подарков, учитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение) (ст.ст. 22, 81 и 192 Трудового кодекса РФ). Также учитель может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки при наличии в его действиях состава преступления (ст. 290 Уголовного кодекса РФ)

 

Можно ли учителю принимать подарки.

Из определения договора дарения следует, что подарок – это вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается (ст.572 Гражданского кодекса РФ).

Работникам образовательных организаций, в том числе учителям, запрещается получать подарки от обучающихся, а также их родственников, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб. (пп. 2 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ).

Получение учителем подарка стоимостью свыше 3 000 руб. от ученика или его родственника является нарушением запрета и ставит под сомнение объективность принимаемых им решений. В этой связи для обоснования законности получения подарка рекомендуется сохранить документ, подтверждающий его стоимость.

Локальными актами образовательной организации могут быть предусмотрены дополнительные ограничения, связанные с получением подарков, а также регламентирован порядок их получения (ст. 13.3 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Учитель вправе в любое время до передачи ему подарка отказаться от него, в том числе в случае, если возникают сомнения по поводу его стоимости или вида (ст.573 Гражданского кодекса РФ ).

За нарушение ограничений, связанных с получением подарков, учитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение) (ст.ст. 22, 81 и 192 Трудового кодекса РФ). Также учитель может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки при наличии в его действиях состава преступления (ст. 290 Уголовного кодекса РФ).

 

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим (Куркинский район)

Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Заинтересованность лица определяется той целью, ради которой подается указанное заявление. Заинтересованными лицами могут быть, например, супруги безвестно отсутствующего, лица, находившиеся на его иждивении.

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим следует указать для какой цели заявителю необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим, а также изложить обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие лица.

Дела о признании лица безвестно отсутствующим рассматриваются районными судами по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица в порядке особого производства с обязательным участием прокурора.

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет:

  1. передачу имущества безвестно отсутствующего гражданина лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им;
  2. снятие безвестно отсутствующего с регистрационного учета по месту жительства;
  3. расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния по заявлению супруга безвестно отсутствующего независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей;
  4. возможность усыновления ребенка безвестно отсутствующего без согласия последнего;
  5. прекращение действия трудового договора с безвестно отсутствующим;
  6. возникновение у нетрудоспособных членов семьи безвестно отсутствующего - кормильца права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также иных выплат и компенсаций.

Уголовная ответственность за мелкое взяточничество

Статья 291.2 Уголовного Кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за мелкое взяточничество, т.е. за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере до 10 000 рублей. Данная статья введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ.

Поскольку нормы об ответственности за мелкое взяточничество являются специальными по отношению к положениям статей 290, 291 УК РФ, получение или дачу взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, следует квалифицировать по части 1 статьи 291.2 УК РФ независимо от того, за какие действия (законные или незаконные), в каком составе участников (единолично или группой лиц), а также при наличии других квалифицирующих признаков взяточничества они совершены.

Мелкое взяточничество отличается от получения или дачи взятки лишь одним объективным обстоятельством - размером взятки. Мелким взяточничество признается в том случае, если сумма взятки не превышает 10 000 рублей. Во всем остальном объективные и субъективные признаки мелкого взяточничества, получения взятки и дачи взятки являются идентичными.

При этом за посредничество в мелком взяточничестве лицо не подлежит уголовной ответственности по ст. 291.1 УК РФ, ввиду её размера.

Субъект мелкого взяточничества полностью совпадает с субъектом преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (специальный субъект – должностное лицо) и ст. 291 УК РФ (общий субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста).

За совершение мелкого взяточничества предусмотрены различные виды наказания, а именно штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет. Максимальное наказание – это лишение свободы на срок до одного года.

Частью 2 статьи 291.2 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав преступления. По ч. 2 ст. 291.2 УК РФ должно быть квалифицировано мелкое взяточничество, совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ. Наличие судимости за иные преступления не повлияет на квалификацию мелкого взяточничества.

 

Увеличен срок рассмотрения жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ

С 9 января 2023 года вступили в законную силу изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) Федеральным законом от 29.12.2022 № 608-ФЗ.

Статья 125 УПК РФ закрепляет судебный порядок обжалования постановлений органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных действий (бездействий) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

В целях обеспечения надлежащей подготовки к судебному заседанию по жалобам на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокурора новой редакцией ч. 3 ст. 125 УПК РФ с 5 до 14 суток увеличен срок, в течение которого судья должен приступить к рассмотрению жалобы в судебном заседании, за исключением жалоб на действия (бездействие) и решения при производстве дознания в сокращенной форме, здесь срок остался неизменным – не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в суд.

Одновременно с изменением срока рассмотрения жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ законом регламентирован перечень субъектов подачи отдельных категорий жалоб, предусмотренных ст. 125¹ УПК РФ. Такие жалобы могут быть поданы заявителем, его защитником, законным представителем или представителем.

 

Уголовная ответственность за собирание или распространение сведений о частной жизни лица

За нарушение неприкосновенности частной жизни установлена уголовная ответственность статьей 137 Уголовного кодекса РФ.

Так, к сведениям о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну, могут быть отнесены фотографии, аудиовидеозаписи, выписки из медицинских документов, иные материалы.

Преступление может совершаться путем незаконного собирания без согласия человека сведений о его частной жизни, которые составляют его личную или семейную тайну; незаконного распространения таких сведений без согласия человека; распространения этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации.

Преступным распространением сведений является любое незаконное или без согласия человека их доведение до хотя бы одного иного лица. Также к незаконному распространению сведений могут относиться случаи доведения до сведения других лиц в публичном выступлении (на собрании, лекции, митинге) информации о частной жизни человека, когда он не давал на это своего разрешения, опубликование сведений, фото, аудио либо видеоматериалов в СМИ или сети Интернет.

К числу наказуемых относится совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения, а также незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, СМИ или сети Интернет, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия.

За совершение указанного преступления предусмотрена уголовная ответственность максимальное наказание за которое возможно в виде лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.

 

Какие преступления являются коррупционными?

Коррупционное преступление – общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы той или иной, прежде всего государственной службы и выражается в противоправном получении государственным (муниципальным) служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

Коррупция в современных условиях практически лишает возможности успешного экономического развития, ставит под вопрос выполнение государственных бюджетных обязательств, тем самым способствуя росту социальной напряженности. Коррупция проявляется во взяточничестве либо злоупотреблении. Понятие коррупции охватывается такими видами правонарушений, как коррупционный протекционизм, коррупционный фаворитизм и коррупционный лоббизм. Широкое распространение в качестве способа коррупционной наживы получило хищение бюджетных средств.

Коррупционные преступления выявляются по результатам мониторинга СМИ, рассмотрения обращений граждан, должностных лиц, общественных организаций, результатов деятельности кадровых служб органов власти при проверке соблюдения: деклараций о доходах, антикоррупционных стандартов, оценке коррупционных рисков, ситуаций конфликта интересов. Выявляются коррупционные преступления в ходе надзорной деятельности прокуратуры. Выявление коррупционных преступлений является приоритетным направлением в деятельности оперативных служб полиции, ФСБ.

Возбуждение, расследования уголовных дел, привлечение к уголовной ответственности, назначение наказания, его исполнение является самым эффективным способом пресечения коррупционных преступлений.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) не содержит конкретную главу о коррупционных преступлениях. Это и ст. 201 (Злоупотребление полномочиями) УК РФ; ст. 204 (Коммерческий подкуп) УК РФ; ст. 285 (Злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ; ст. 289 (Незаконное участие в предпринимательской деятельности) УК РФ; ст. 290 (Получение взятки) УК РФ; ст. 291 (Дача взятки) УК РФ; ст. 291.2 (Мелкое взяточничество).

УК РФ не только содержит нормы о наказании, но и предупреждает гражданина о последствиях нарушения установленной нормы. То есть дает выбор: соблюдать действующее законодательство – или понести уголовную ответственность за его нарушение. Даже при совершенном преступлении коррупционной направленности, гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности или от наказания полностью или частично при условиях, установленных в УК РФ: если лицо, давшее взятку, посредник во взяточничестве активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, и добровольно сообщило о совершении преступления в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

 

Имеются ли особенности привлечения к трудовой деятельности бывших государственных или муниципальных служащих? Что грозит работодателю в случае их несоблюдения?

В соответствии с требованиями ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового либо гражданско-правового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после их увольнения со службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы.

Соответствующие Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29.

Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности влечет привлечение к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей; на должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

 

Ответственность за незаконный оборот оружия

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

Последствием нарушения установленных правил обращения с оружием является привлечение виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.

Так, административная ответственность предусмотрена за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывных веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (ст. 20.8 КоАП РФ).

К примеру, нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами влечет административный штраф в размере до 2 тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок до одного года.

За ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, на гражданина не только наложат штраф от 2 до 5 тысяч рублей, но и могут конфисковать оружие и патроны к нему или лишить права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 2 лет.

В случае, если гражданин, осуществляющий ношение огнестрельного оружия, откажется выполнять законные требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его также лишат права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 2 лет с возможной конфискацией оружия и патронов к нему.

 

Определен механизм контроля за законностью получения денежных средств должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления

Федеральный закон «О противодействии коррупции» дополнен статьей 8.2, обязывающей лиц, проводящих проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, при установлении сведений о том, что в течение года, предшествующего году представления указанных сведений, на счета государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года, истребовать у проверяемого лица сведения, подтверждающие законность получения этих денежных средств.

Законом предусмотрено обязательное направление материалов в органы прокуратуры в случае непредставления проверяемым лицом сведений, подтверждающих законность получения этих денежных средств, представления недостоверных сведений, а также увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица для проведения соответствующей проверки. При наличии оснований денежная сумма в размере, эквивалентном той части денежных средств, в отношении которой не получены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения, будет взыскана в судебном порядке в доход Российской Федерации.

В целях реализации указанных положений законодательства в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» внесены изменения, наделяющие прокуроров полномочиями по истребованию в банках и (или) иных кредитных организациях соответствующей информации и документов.

 

Административная ответственность за нарушение правил отпуска лекарственных препаратов

Федеральным законом Российской Федерации от 28.04.2023 № 175-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, деяния, связанные с нарушением правил отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учёту, выделяются в отдельный состав административных правонарушений, если они не содержат признаков уголовно наказуемого деяния – часть 1.1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за совершение указанного правонарушения устанавливается в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или дисквалификации на срок от 6 месяцев до 1 года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц – от 150 тысяч до 200 тысяч рублей.

Кроме того, фармацевтические работники, совершившие указанное административное правонарушение, несут административную ответственность как должностные лица.

 

На кого возлагается обязанность по уведомлению о факте склонения к совершению коррупционного правонарушения?

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на государственных и муниципальных служащих возложена обязанность уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

Указанная обязанность также распространена на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.

Исключением являются случаи, когда по фактам обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений уже проведена или проводится проверка.

Следует отметить, что при возникновении указанных правоотношений данная категория граждан находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

При этом неисполнение обязанности по уведомлению о случае обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является правонарушением, влекущим увольнение либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Ответственность за изъятие и похищение паспорта гражданина Российской Федерации

Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина на территории Российской Федерации.

Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Умышленное уничтожение или порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо небрежное хранение, повлекшее его утрату, влечет административную ответственность по ст. 19.16 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа – это преступление, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 325 УК РФ. Похищение паспорта или другого важного личного документа у гражданина наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Незаконное изъятие или принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог является административным правонарушением по статье 19.17 КоАП РФ, и влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан или должностных лиц в размере от ста до трехсот рублей.

 

Ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Статьей 207 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложно сообщение об акте терроризма.

Так, если лицо сознательно из хулиганских побуждений сообщило ложные сведения о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, оно может понести наказание в виде:

- штрафа в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев;

- ограничения свободы до 3 лет;

- принудительных работ на срок от 2 до 3 лет.

Более суровое наказание предусмотрено за заведомо ложное сообщение об акте терроризма:

- совершенное в отношении объектов социальной инфраструктуры или повлекшее причинение крупного ущерба;

- совершенное в целях дестабилизации деятельности органов государственной власти;

- повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

 

Изменения в правила выплаты военных пенсий по случаю потери кормильца

Федеральным законом от 29.05.2023 № 192-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Согласно внесенным изменениям к нетрудоспособным членам семьи, имеющим право на военную пенсию по случаю потери кормильца, также относятся дети, братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет, а обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации (за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучение в которых связано с поступлением на военную службу, службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, службу в войска национальной гвардии Российской Федерации или службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста, а также дети, братья, сестры и внуки, достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей.

 

Расширен перечень периодов, включаемых в страховой стаж для определения пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам

Федеральным законом № 98-ФЗ от 03.04.2023 внесены поправки в порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности.
В соответствии с принятыми изменениями в страховой стаж засчитывается период пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Указанным Федеральным законом также уточнен порядок подсчета среднего дневного заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Федеральный закон вступил в силу 3 апреля 2023 года, однако данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022года.

 

Предельный возраст назначения уголовного наказания в виде принудительных работ

С 14.04.2023 Федеральным законом от 03.04.2023 N 111-ФЗ внесены изменения в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Принудительные работы не будут назначаться лицам, достигшим возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством РФ, и признанным полностью неспособными к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением.

Ранее предусматривалось, что принудительные работы не назначаются женщинам, достигшим 55-летнего возраста, и мужчинам, достигшим 60-летнего возраста.

Принудительные работы не будут назначаться лицам, достигшим возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством РФ, и признанным полностью неспособными к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением.

Ранее предусматривалось, что принудительные работы не назначаются женщинам, достигшим 55-летнего возраста, и мужчинам, достигшим 60-летнего возраста.

 

Новые правила учета животных

С 01.04.2024 вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2023 № 550 «Об утверждении Правил осуществления учета животных и перечня видов животных, подлежащих индивидуальному или групповому маркированию и учету, случаев осуществления индивидуального или группового маркирования и учета животных, а также сроков осуществления учета животных»

Согласно данному постановлению учет животных осуществляется безвозмездно специалистами в области ветеринарии путем представления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии о животном (группе животных), маркированном в соответствии с ветеринарными правилами маркирования и учета животных, с присвоением уникального буквенно-цифрового идентификационного номера.

Повторный учет индивидуально маркированного животного не допускается.

В соответствии с Правилами осуществления учета животных, утвержденных названным постановлением учет животного (группы животных) проводится не позднее 10 рабочих дней со дня маркирования животного (группы животных) и (или) ввоза на территорию Российской Федерации маркированного животного (группы животных).

Кроме этого, вышеназванным постановлением утвержден перечень видов животных, подлежащих индивидуальному или групповому маркированию и учету, случаев осуществления индивидуального или группового маркирования и учета животных, а также сроков осуществления учета животных.

Особенности деятельности физических лиц, выполняющих функции иностранного агента

 В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» физическое лицо может быть признано лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).

Такое лицо обязано подать заявление в Минюст России о включении его в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.

Лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию осуществлять данную деятельность, обязано уведомить об этом Минюст России до момента въезда в Российскую Федерацию.

После включения в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, это лицо обязано не реже 1 раза в 6 месяцев представлять в органы Минюста России отчет о своей деятельности, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании.

Статьей 19.7.5-4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение обязанности по представлению в Минюст России вышеуказанных сведений предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

 За неуказание физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, своего статуса в установленных законом случаях, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.

Следует также отметить, что лицо, выполняющее функции иностранного агента, не может быть назначено на должности в государственных органах и органах местного самоуправления.

 

Что такое миссионерская деятельность?

В Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения.

Деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников религиозного объединения признается миссионерской деятельностью.

От имени религиозной организации миссионерскую деятельность вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.

Иные лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа на осуществление миссионерской деятельности, выданного руководящим органом религиозной организации.

При этом следует учитывать, что для осуществления миссионерской деятельности от имени религиозной группы граждане обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности религиозной группы, выданного органами Минюста России.

За осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований закона предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от 5 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц –от 100 тыс. до 1 млн руб. (ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ).

 

Кто такой иностранный агент?

 Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – закон), вступающим в силу с 01.12.2022, дано единое определение иностранного агента.

Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, а также финансирование этих видов деятельности.

 На иностранных агентов возлагается ряд обязанностей, в том числе:

 – сообщать о наличии статуса иностранного агента при осуществлении указанных видов деятельности;

 – маркировать производимые или распространяемые ими материалы;

 – предоставлять в органы Минюста России отчет о своей деятельности, сведения об учредителях (членах, участниках), персональном составе руководящих органов и работников; иностранных источниках и объемах денежных средств и иного имущества, полученных из этих источников; о заявленных и осуществляемых программах;

– один раз в полгода размещать в сети «Интернет» отчет о своей деятельности.

При этом российские юридические лица должны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников.

Законом также предусмотрен ряд ограничений, связанных со статусом иностранного агента.

В частности, физическое лицо, включенное в реестр иностранных агентов, не может быть назначено на должности в органах публичной власти, в том числе замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума.

Иностранный агент не вправе принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти.

 Установлен запрет на осуществление иностранными агентами просветительской деятельности в отношении несовершеннолетних, педагогической деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях, на производство информационной продукции для несовершеннолетних, получение государственной финансовой поддержки.

Также для иностранных агентов введен ряд ограничений в избирательном процессе Российской Федерации.

 

Требования к письменному обращению

Согласно ст. 7. Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

В ряде случаев несообщение о преступлении влечет привлечение к уголовной ответственности

 В соответствии со ст. 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения, о лице (лицах), которое готовит, совершает или совершило одно из преступлений:

 – террористический акт (ст. 205 УК РФ);

 – содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ);

 – публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (ст. 205.2 УК РФ);

 – прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ);

 – организация террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4 УК РФ);

 – организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5 УК РФ);

 – захват заложников (ст. 206 УК РФ);

 – организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем (ст. 208 УК РФ);

 – угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ);

 – незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст. 220 УК РФ);

 – хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст. 221 УК РФ);

 – посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ);

 – насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ);

 – вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ);

 – нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ);

 – акт международного терроризма (ст. 361 УК РФ).

За несообщение либо за приготовление к совершению вышеперечисленных преступлений предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 100 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо принудительные работы на срок до 1 года, либо лишение свободы на тот же срок.

При этом законодателем определено, что не подлежит уголовной ответственности лицо, не сообщившее о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

 Вступили в силу изменения законодательства, регулирующие государственный охотничий контроль

Постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 № 498 «Об утверждении типовых условий контрактов на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» установлено, что исполнитель услуг питания школьников должен согласовывать с заказчиком меню для каждой возрастной группы детей. Запрещено исключать горячее питание. От каждой партии приготовленной еды должна отбираться суточная проба.

Региональным заказчикам услуг школьного питания рекомендовано учитывать социально-демографические факторы, национальные, конфессиональные и местные особенности питания населения.

 

Ответственность за совершение коммерческого подкупа

Предметом подкупа служат деньги, имущество, имущественные права, а также незаконное оказание услуг имущественного характера (в том числе, когда по указанию заинтересованного в осуществлении определенных действий (бездействий) лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу).

Законодательством предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность за коммерческий подкуп.

Ответственность за совершение преступлений, связанных с коммерческим подкупом, варьируется от наложения на виновных штрафа до лишения свободы на срок до 12 лет.

Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание услуг имущественного характера либо предоставление имущественных прав какому-либо должностному лицу или лицу.

Ответственности подлежит юридическое лицо, в отношении которого предусмотрены санкции в зависимости от того, совершен коммерческий подкуп в обычном, крупном (более 1 млн. руб.) или особо крупном размере (более 20 млн. руб.).

Уголовным законодательством ответственность за коммерческий подкуп предусмотрена ст. 204, 204.1, 204.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Публичные призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации влекут привлечение к ответственности

 Статьей 20.3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.

Размер административного штрафа для граждан составляет от 30 тыс. руб. до 60 тыс. руб., для должностных лиц – от 60 тыс. руб. до 100 тыс. руб., для юридических лиц – от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб.

 Эти же действия, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), влекут наложение штрафа на граждан в размере от 70 тыс. руб. до 100 тыс. руб., на должностных лиц – от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб., на юридических лиц – от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

Дела по таким административным правонарушениям возбуждаются прокурорами, а рассматриваются по существу районными (городскими) судами.

 Повторное совершение данного деяния в течение года после привлечения к административной ответственности влечет привлечение к уголовной ответственности по статье 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что непосредственное совершение действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, влечет привлечение к уголовной ответственности с назначением наказания в виде лишения свободы на срок от 6 до 10 лет (ст. 280.2 УК РФ).

 

Особенности правового положения граждан РФ, имеющих гражданство Украины

Принят Федеральный закон от 18.03.2023 N 62-ФЗ "Об особенностях правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Украины".

С 17.06.2023 граждане РФ, одновременно являющиеся гражданами Украины, в том числе направившие в полномочный орган Украины обращение о выходе из гражданства Украины и не получившие ответа, считаются не имеющими гражданства Украины со дня подачи ими в МВД России или его территориальный орган заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины.

Гражданин РФ, который считается не имеющим гражданства Украины, обязан не совершать действий, связанных с реализацией прав и исполнением обязанностей, предусмотренных для граждан Украины.

В случае несоблюдения названной обязанности заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины признается недействительным, а гражданин - имеющим гражданство Украины.

Решения (действия) органов публичной власти и их должностных лиц, принятые (совершенные) в связи с наличием у гражданина РФ гражданства Украины до дня подачи им заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины, не подлежат пересмотру на основании признания такого гражданина не имеющим гражданства Украины.

Какая ответственность предусмотрена за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики?

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» запрещается использование, в том числе публичное демонстрирование, нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой или символикой, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» вышеперечисленные действия приравнены к экстремистской деятельности и недопустимы на территории Российской Федерации.

 При совершении указанных деяний виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.3 КоАП РФ, в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц – от одной тысячи до четырех тысяч рублей, на юридических лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Кроме того, указанной нормой закона для граждан предусмотрено наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения.

В преддверии празднования Дня Победы следует также отметить, что частью 4 статьи 13.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»).

 

Как получить инвалиду технические средства реабилитации?

Согласно действующему законодательству инвалиды и отдельные категории граждан из числа ветеранов имеют право на проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг.

Для реализации своих прав гражданину с документами, удостоверяющими личность, подтверждающими присвоение степени инвалидности, с приобщением программы реабилитации, необходимо обратиться в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания) либо в территориальное подразделение органа исполнительной власти субъекта  Российской Федерации, реализующего полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов. 

Также обращение лица за получением указанных мер возможно посредством подачи документов через личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» или через многофункциональный центр оказания услуг.

Заявление подлежит рассмотрению в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи в 7-дневный срок с даты его поступления.

О результатах его рассмотрения и принятом решении гражданин уведомляется в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в заявлении.

 

С 1 сентября 2023 года вступают в силу новые правила оказания платных медицинских услуг

Постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736 утверждены новые правила предоставления медицинскими организациями платных услуг, которые предусматривают дистанционное взаимодействие медицинских организацийи физических лиц при заключении договора.

Так, медицинские организации будут обязаны включать в договор сведения о порядке и условиях выдачи медицинских документов, их копий и выписок из них.

Дополнительные платные медицинские услуги клиника теперь не вправе оказывать без соглашения к договору или нового договора на такие услуги.

Организация здравоохранения должна будет сообщать потребителю сведения о форме и способах направления обращений (жалоб) в государственные органы и организации, а также почтовый или электронный адрес.

Договор теперь может быть заключен посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подробную информацию об этом надлежит размещать на главной странице сайта медицинской организации.

После акцепта и оплаты по договору медицинская организация направит подтверждение. При обнаружении недостатков платных медицинских услуг потребитель вправе передать требования также дистанционным способом.

 

Назначение ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в беззаявительном порядке

С 03.04.2023 Федеральным законом от 03.04.2023 N 95-ФЗ внесены изменения в статью 9.1 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и статью 6.2 Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".

Речь идет о Героях Советского Союза, Героях РФ и полных кавалерах ордена Славы, членах семей умерших (погибших) указанных Героев (вдове (вдовце), родителях, детях в возрасте до 18 лет, детях старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и детях в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также Героях Социалистического Труда, Героях Труда РФ и полных кавалерах ордена Трудовой Славы, у которых право на ежемесячную денежную выплату возникает с 1 января 2023 года.

Гражданам указанных категорий, которым соответствующее звание присвоено с 1 января 2023 года, не реализовавшим на дату подачи заявления об установлении выплаты право на льготы, выплата устанавливается с даты присвоения звания (независимо от даты обращения с заявлением) по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением об отказе от получения выплаты.

Территориальный орган СФР, установивший в беззаявительном порядке выплату, будет уведомлять об этом граждан в течение 3 рабочих дней, в том числе посредством единого портала госуслуг.

Граждане вправе отказаться от получения выплаты в течение одного месяца со дня получения указанного уведомления СФР. При этом предусмотрена возможность вновь обратиться за установлением выплаты.

Уточняется размер выплаты с учетом индексации. Героям или полным кавалерам ордена Славы выплата устанавливается в размере 83496,41 рублей. Героям Социалистического Труда, Героям Труда РФ и полным кавалерам ордена Трудовой Славы выплата устанавливается в размере 61566,28 рублей.

 

Ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

Статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».

За совершение данного правонарушения может быть назначено наказание: в виде штрафа на граждан в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб., обязательные работы на срок до 100 часов, административный арест на срок до 15 суток; на юридических лиц штраф в размере от 250 000 руб. до 500 000 руб.

Совершение лицом повторного правонарушения в течение 1 года после его привлечения к административной ответственности влечет привлечение к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ, предусматривающей более строгое наказание, в том числе и лишение свободы на срок от 2 до 5 лет.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie