Десять вопросов об имущественных налогах: что нужно знать тулякам?
Жители Тульской области получают налоговые уведомления на уплату имущественных налогов физических лиц. Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области публикует подборку наиболее часто задаваемых вопросов налогоплательщиков и ответов на них.
Срок уплаты имущественных налогов физических лиц (транспортный и земельный налоги, налог на имущество) — не позднее 1 декабря.
Вопрос 1: Что такое налоговое уведомление и как его исполнить?
Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым не удержан НДФЛ) возложена на налоговые органы (пункт 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ).
В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока уплаты по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомление для уплаты налогов.
В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через «Личный кабинет налогоплательщика» или Личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Также уведомление можно получить в отделениях МФЦ.
В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Вопрос 2: Способы оплаты налогов
Налогоплательщики - физические лица могут получать уведомления для уплаты налогов на имущество и НДФЛ, а также требования об уплате задолженности по налогам в электронной форме через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (Госуслуги).
Пользователь Госуслуг сможет оплатить онлайн начисления по полученным документам.
Также уплатить налоги можно:
- в любом банке по УИН, штрихкоду, QR-коду или по бумажной квитанции;
- в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС;
- через сервис на сайте ФНС России «Уплата налогов и пошлин».
Вопрос 3: Изменилась ли форма налогового уведомления?
В 2023 году налоговые уведомления для уплаты имущественных налогов направляются по обновленной форме, утвержденной приказом ФНС России от 27.09.2022 № ЕД-7-21/866@, и включают сумму налога, подлежащую уплате, сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, сроке уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации (QR-код, штрих-код, УИН, банковские реквизиты платежа).
Вопрос 4: Какие основные изменения произошли в налогообложении по транспортному налогу в налоговом периоде 2022 года?
• применен новый Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн руб. за 2022 год, сформированный Минпромторгом России и размещенный на его официальном сайте (по сравнению с аналогичным Перечнем 2021 года для налогообложения с применением повышающего коэффициента использованы только позиции для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. до 15 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 10 лет руб., и средней стоимостью от 15 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет).
Таким образом, ранее применявшийся при расчете налога повышающий коэффициент 1.1 для легковых средней стоимостью от 3 млн. руб. не используется (основание – Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ).
• применены изменения в системе налоговых льгот в соответствии с Законом Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон № 343-ЗТО).
А именно, Закон № 343-ЗТО (в редакции Закона от 21.12.2022 № 129-ЗТО) дополнен статьей 8-1 «Льготы по налогу для отдельных категорий налогоплательщиков», действие которой распространяется на правоотношения, связанные с исчислением транспортного налога за налоговые периоды 2022 и 2023 годов.
Так, пунктом 1 статьи 8-1 Закона № 343-ЗТО определен перечень категорий физических лиц, освобождаемых от уплаты транспортного налога в отношении одного транспортного средства:
1) гражданин, призванный на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее - гражданин, призванный на военную службу по мобилизации), либо супруга (супруг) такого гражданина;
2) гражданин, заключивший контракт в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и принимающий (принимавший) участие в специальной военной операции (далее - гражданин, заключивший контракт), либо супруга (супруг) такого гражданина;
3) один из родителей погибшего (умершего) в ходе участия в специальной военной операции гражданина, указанного в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и (или) не вступившая (не вступивший) в повторный брак вдова (вдовец) погибшего (умершего) в ходе участия в специальной военной операции гражданина, указанного в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;
4) категории граждан, указанных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 1 Закона Тульской области от 25 июля 2009 года № 1313-ЗТО «О мерах социальной поддержки инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей, семей погибших (умерших, пропавших без вести), а также военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (уволенных с военной службы и службы в правоохранительных органах), получивших увечья, ранения, травмы, заболевания при исполнении служебных обязанностей».
Согласно положениям п.2 и п.3 ст.8-1 Закона № 343-ЗТО при наличии у налогоплательщиков, указанных в п.1 настоящей статьи, права на получение налоговых льгот по нескольким основаниям, предусмотренным ст. 8 и ст.8-1 Закона № 343-ЗТО, льгота предоставляется по одному основанию по их выбору.
При возникновении у налогоплательщиков права на налоговую льготу в течение налогового периода льгота предоставляется начиная с месяца, в котором возникло указанное право. В случае утраты налогоплательщиками права на налоговую льготу в течение налогового периода предоставление льготы прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено указанное право.
Если на налогоплательщика, указанного в п. 1 ст.8-1 Закона № 343-ЗТО, зарегистрированы два транспортных средства и более, налоговая льгота предоставляется в отношении одной единицы транспортного средства по выбору налогоплательщика.
В случае, если транспортные средства имеются одновременно у гражданина, призванного на военную службу по мобилизации (гражданина, заключившего контракт), и его супруги (супруга), налоговая льгота предоставляется в отношении одной единицы транспортного средства по одному основанию по их выбору.
Налоговые льготы предоставляются в отношении одной единицы транспортного средства, не включенного в Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей, размещаемый на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - Перечень легковых автомобилей).
В случае, если налогоплательщики, указанные в п.1 ст.8-1 Закона № 343-ЗТО, не представили в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы или не сообщили об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется в отношении одной единицы транспортного средства, не включенного в Перечень легковых автомобилей, с максимально исчисленной суммой налога. При наличии у налогоплательщиков права на получение льгот по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию исходя из ее максимального размера.
С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/).
Поскольку расчет транспортного налога проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемых на региональном уровне, причины изменения величины налога в конкретной ситуации можно уточнить непосредственно в УФНС России по Тульской области или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800–222-22-22).
Вопрос 5: Какие основные изменения произошли в налогообложении по земельному налогу в налоговом периоде 2022 года?
- на территории Тульской области применены результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2020 № 670 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области». С этими результатами можно ознакомиться, получив в МФЦ или на официальном сайте Росреестра выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований Тульской области по месту нахождения земельных участков. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/).
- применен коэффициент, ограничивающий ежегодный рост налога, рассчитываемого по кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов (п. 17 ст. 396 НК РФ).
Коэффициент 1,1 установлен Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» и применяется для целей налогообложения начиная с налогового периода 2018 года.
Целью введения такого коэффициента является недопущение резкого увеличения налоговой нагрузки на граждан в связи с увеличением кадастровой стоимости земельных участков, а также изменением налоговых ставок.
Применение указанного коэффициента ведет к поэтапному ежегодному увеличению до достижения полной суммы налога, исчисляемой в соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Поскольку расчет земельного налога проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемых на муниципальном уровне, причины изменения величины налога в конкретной ситуации можно уточнить непосредственно в УФНС России по Тульской области или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800–222-22-22).
Вопрос 6: Какие основные изменения произошли в налогообложении по налогу на имущество физических лиц в налоговом периоде 2022 года?
- для расчета налога за налоговый период 2022 года на территории Тульской области применена кадастровая стоимость объектов недвижимости, утвержденная Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» (с изменениями и дополнениями). С этими результатами можно ознакомиться, получив в МФЦ или на официальном сайте Росреестра выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения объектов налогообложения. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/).
- применен коэффициент, ограничивающий ежегодный рост налога, рассчитываемого по кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов (п. 8.1 ст. 408 НК РФ).
Коэффициент 1,1 установлен Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» и применяется для целей налогообложения начиная с налогового периода 2018 года.
Целью введения такого коэффициента является недопущение резкого увеличения налоговой нагрузки на граждан в связи с увеличением кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также изменением налоговых ставок.
При этом применение указанного коэффициента ведет к поэтапному ежегодному увеличению до достижения полной суммы налога, исчисляемой в соответствии с п.1 ст.408 НК РФ, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Поскольку расчет налога на имущество физических лиц проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемых на муниципальном уровне, причины изменения величины налога в конкретной ситуации можно уточнить непосредственно в УФНС России по Тульской области или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800–222-22-22).
Вопрос 7. Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении?
Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) на территории Тульской области устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:
- по транспортному налогу: главой 28 НК РФ и Законом Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге» (с последующими изменениями и дополнениями);
- по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Тульской области по месту нахождения объектов недвижимости.
С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/), либо обратившись непосредственно в УФНС России по Тульской области или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Вопрос 8. Как воспользоваться льготой, неучтенной в налоговом уведомлении?
Шаг 1. Проверить, учтена ли льгота в налоговом уведомлении. Для этого изучить содержание граф «Размер налоговых льгот», «Налоговый вычет» в налоговом уведомлении.
Шаг 2. Если в налоговом уведомлении льготы не применены, необходимо выяснить относится ли налогоплательщик к категориям лиц, имеющим право на льготы по объектам в налоговом уведомлении.
Транспортный налог
Освобождение от уплаты налога на территории Тульской области предусмотрено Законом Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге» (с последующими изменениями и дополнениями) для определенных льготных категорий налогоплательщиков (например, инвалиды, ветераны, многодетные и т.п.).
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/), либо обратившись непосредственно в УФНС России по Тульской области или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Земельный налог
Действует федеральный налоговый вычет, который уменьшает налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров одного земельного участка. Вычетом могут воспользоваться владельцы земельных участков, относящиеся к следующим категориям: пенсионеры; предпенсионеры; инвалиды I и II групп; инвалиды с детства; ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий; многодетные; другие категории граждан, указанные в п. 5 ст. 391 НК РФ.
Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Тульской области по месту нахождения земельных участков.
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/), либо обратившись непосредственно в УФНС России по Тульской области или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Налог на имущество физлиц
Льготы для 16-категорий налогоплательщиков (пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, владельцы хозстроений до 50 кв.м и т.п.) предусмотрены ст. 407 НК РФ. Льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении объекта, не используемого в предпринимательской деятельности. Льгота предоставляется по выбору налогоплательщика в отношении одного объекта каждого вида: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 5) гараж или машино-место.
Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Тульской области по месту нахождения налогооблагаемого имущества.
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/), либо обратившись непосредственно в УФНС России по Тульской области или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Шаг 3. Убедившись, что налогоплательщик относится к категориям лиц, имеющим право на налоговую льготу, но налоговая льгота не учтена в налоговом уведомлении, рекомендуется подать заявление по установленной форме (КНД 1150063, приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@) о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.
Если ранее заявление о предоставлении налоговой льготы направлялось в налоговый орган и в нём не указывалось на то, что льгота будет использована в ограниченный период, заново представлять заявление не требуется.
Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом: через «Личный кабинет налогоплательщика»; почтовым сообщением; путем личного обращения в любой удобный по территориальному расположению операционный зал УФНС России по Тульской области; через отделения МФЦ.
Вопрос 9. Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация?
Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.
Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:
1) через «Личный кабинет налогоплательщика»;
2) посредством личного обращения в любой удобный по территориальному расположению операционный зал УФНС России по Тульской области либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».
По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie